Суббота, 20.04.2024
Хойнікшчына
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

   Напряженная борьба за право совершения приходского служения в Хойниках обострила в священнике Иосифе Ринкевиче чувство глубокой неудовлетворенности зависимым положением Русской Православной Церкви. Не признав законности своего отстранения, произведенного с учетом пожеланий представителей гражданской власти, священнослужитель идейно сблизился с "катакомбным" движением, имевшим распространение на Гомельщине. Оценивая сложившуюся ситуацию с позиций "катакомбного" движения, он воспринимал себя не изверженным из сана раскольником, а исповедником веры.
   Религиозно обусловленное неприятие советской власти церковной общиной деревни Дворище привело ее не только к разрыву с Московской Патриархией, но и к принципиальному отказу от контактов даже со здравоохранительными учреждениями. В своей докладной записке инспектор Совета по делам религий Г. П. Шиловский писал: "По религиозным мотивам сектанты содержали заболевшую Катю Вергейчик в антисанитарных условиях, ограничивали в питании, лишали медицинской помощи и довели до полного истощения и крайне тяжелого состояния, намеревались принести в "жертву богу" [8, л. 7-8]. Можно предположить, что чиновник несколько гиперболизировал ситуацию, указывая на несостоявшееся жертвоприношение. Вероятнее всего, "катакомбники" отказались от врачебной помощи, всецело положившись на волю Божию, избрав в качестве средства к преодолению болезни усиленный пост и молитву.
   Следствием обнаружения подпольного храма стал полный разгром церковной жизни, налаженной общиной ИПХ деревни Дворище. Предоставившая возможность сооружения храма под своим домом М. Вергейчик была привлечена к суду, а председатель сельсовета В. М. Сацуро получил строгий выговор по партийной линии [8, л. 8]. Намного более трагично сложилась дальнейшая судьба священника ИПХ Иосифа Ринкевича. Пройдя психиатрическую экспертизу, в том же 1973 г. он был признан страдающим хроническим душевным заболеванием в форме шизофрении и направлен на принудительное лечение в Гомельскую психиатрическую больницу. В 1986 г. "катакомбного" священнослужителя перевели в Могилевскую психиатрическую больницу специального типа, а в январе 1988 г. освободили от принудительного лечения. Поселившись в Хойниках, бывший священник ежемесячно получал пенсию от Минского епархиального управления, назначенную ему еще в 1987 г. митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахромеевым) [1, л. 104-113].
   На протяжении всего пятнадцатилетнего периода пребывания в психиатрических клиниках священника Иосифа Ринкевича помнили и поддерживали многие последователи "катакомбного" движения Гомельщины. В настоящее время практически невозможно установить подлинные причины принудительной госпитализации священнослужителя ИПХ. Не исключено, что серьезные жизненные потрясения спровоцировали в нем душевное заболевание. Однако в данном случае представляется уместным допустить возможность участия советской "карательной психиатрии", являвшейся одним из действенных средств подавления инакомыслия в послесталинскую эпоху. В любом случае, после выписки из психиатрической лечебницы Иосиф Ринкевич уже не отличался психологической адекватностью. Доминирующей чертой в его мировосприятии стало преобладание эсхатологических мотивов, ощущение реальности воцарения антихриста и напряженное ожидание близкого конца света. Не ограничиваясь прорицанием точной даты Второго Пришествия, "катакомбный" священнослужитель по-особому видел собственную роль в апокалиптических событиях, именуя себя "Устами Христовыми, судьей живых и мертвых". Совершенно по-особому оценивал он свое положение в Православной Церкви, усвоив себе сан "протоиерея", ученую степень "доктора богословия" и звание "профессора" [13; 14; 15].
   В начале декабря 1991 г. И. В. Ринкевич направил в Минское епархиальное управление письмо следующего содержания: "Я, заштат.[ный] священник Иосиф Васильевич Ринкевич, перешел в Российскую Свободную Православную Церковь, поэтому прошу, не высылайте мне пенсию" [1, л. 114]. Указанное в цитируемом сообщении религиозное сообщество (правильно – Российская Православная Свободная Церковь), существовавшее в пределах постсоветского пространства в первой пол. 1990-х гг., представляло собой совокупность церковно-административных учреждений Русской Православной Церкви Заграницей.
  Поселившись в частном доме, расположенном в Новобелицком районе г. Гомеля и принадлежавшем одной из тайных монахинь ИПХ, "протоиерей" Иосиф обустроил Свято-Покровский домовой храм и организовал приходскую общину. Весьма примечательно, что именно в Новобелицком районе в конце 1920-х гг. существовал нелегальный женский монастырь из числа насельниц закрытого в 1928 г. Чонского Свято-Успенского женского монастыря[*]. Впоследствии часть сестер примкнула к "правой" церковной оппозиции, разорвав связь с Московской Патриархией [4, л. 141-144 об., 180, 425]. Можно предположить, что новобелицкие монахини, приютившие у себя "протоиерея" Иосифа Ринкевича, сохраняли преемство от "катакомбной" женской обители, существовавшей в этом городском районе с 1920-х гг.
   На рубеже 1990-2000-хх гг. "протоиерей" Иосиф Ринкевич вышел из юрисдикции РПЦЗ. Отказавшись от присоединения к какой-либо религиозной организации, он переименовал свою общину в "Автономный Свято-Покровский православный приход". Высокая эсхатологическая напряженность и порожденная ею самоизоляция наделили "Автономный Свято-Покровский православный приход" выразительными чертами сектантского сообщества. Еще в 1981 г. Иосиф Ринкевич указал дату Второго Пришествия Христова на 1/14 июня 1992 г. [15, с. 7], что существенно повысило градус религиозной экзальтации общины и усилило тенденции к ее внутренней консолидации. Однако несбывшееся пророчество могло вызвать внутренний кризис или даже распад "Автономного Свято-Покровского православного прихода". Объясняя причины продолжения существования мира, "протоиерей" Иосиф апеллировал к милосердию Божие и перенес дату исполнения пророчества на четыре года: "Бог бесконечно правосуден и бесконечно милосерд. Милосердие Божие имеет большую силу правосудия. Правосудие побеждается милосердием Божиим. Чтобы всех спасти и силу зла обратить в добро, (…) жизнь со стороны милосердия Божия продлена до 1996 года" [15, с. 7]. И снова была указана точная дата Второго Пришествия: "В 1996 году будет Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа в 56 день после Воскресения Христова – Пасхи Господней"[14, с. 4-5].
   Новый четырехлетний период ожидания конца человеческой истории для общины "Автономного Свято-Покровского православного прихода" сопровождался нарастанием внутреннего напряжения, порожденного вольным толкованием книги Откровения Иоанна Богослова. Проповедуя осуществление апокалиптических предзнаменований, "протоиерей" Иосиф Ринкевич указывал на реальность воцарения антихриста, под которым понималась не конкретная историческая личность, а общий дух эпохи, отошедшей от истинного исповедания веры: "Понятие об антихристе, противнике Христа и Церкви Христовой, как отдельной личности, противоречит Священному Писанию" [15, с. 24]. Культивируя в своих последователях апокалиптические переживания, Иосиф Ринкевич предостерегал их от опасности принятия печати антихриста, которую понимал весьма своеобразно: "Все, сознательно нарушающие порядок церковной жизни, приняли число имени антихриста-зверя на свое чело и на правую руку. К ним относятся: приносящие продукты в храм во время поминовения умерших и в другое время (…); красящиеся девицы или женщины; приходящие в храм женщины или девицы с непокрытыми головами или покрытыми головами тонким платком, через который видны волосы; священники, не имеющие внешнего вида священника (бреющиеся или стрегущиеся) (…) и другие нарушения церковного порядка жизни" [15, с. 24]. При ознакомлении с перечнем этих бесхитростных условий нарушения порядка церковной жизни, повлекших подчинение антихристу, усматривается скрытый упрек по отношению к Московскому Патриархату. В другом месте своего сочинения "протоиерей" Иосиф прямо объявлял Русскую Православную Церковь подчиненной антихристу: «(Московский Патриархат) отступил от христианства за подчинение Церкви Христовой большевикам-антихристу, которое совершил митрополит Сергий, противодействуя истине (…). Московский Патриархат принял и носит но челе своем и на правой руке число имени зверя шестьсот шестьдесят шесть" [15, с. 29-30].
    Напряженное ожидание эсхатологической катастрофы в 1996 г. завершилось новым заявлением "протоиерея" Иосифа о смещении сроков Второго Пришествия на 24 мая 2004 г. [13, с. 19-20]. Вполне естественно, что и в 2004 г. он был вынужден перенести дату окончания человеческой истории, дождаться которой ему было не суждено. Бывший священник Иосиф Васильевич Ринкевич скончался в 2008 г.
    Смерть основателя "Автономного Свято-Покровского православного прихода" не завершила историю данного религиозного сообщества. Некоторые последователи "протоиерея" Иосифа Ринкевича отошли от своего наставника еще при его жизни, осознав психическую неадекватность священнослужителя или испытав чувство разочарования из-за несбывшихся предсказаний. Однако основной костяк общины сохранил свою "катакомбную" самоидентификацию и перешел в юрисдикцию другой неканонической религиозной организации, определить которую не представилось возможным по причине чрезвычайной замкнутости наследников "Автономного Свято-Покровского православного прихода".

ЛИТЕРАТУРА
1. Архив Минского епархиального управления (далее – МЕУ). – Ф. 1. – Оп. 2. – Д. 747. Личное дело бывшего священника Иосифа Васильевича Ринкевича.
2. Архив МинДС. Личное дело Ринкевича Иосифа Васильевича. Папка № 474.

3. Архив Управления КГБ РБ по Гомельской области. Дело № 15454-с. Следственное дело «Гомельского филиала контрреволюционной организации духовенства "Истинно-Православная Церковь". 1932 г.
4. Архив Управления КГБ РБ по Гомельской области. Дело № 11699-с (12270-с). Т. 2. Следственное дело «Гомельской контрреволюционной организации церковников». 1937 г.
5. Архив Управления КГБ РБ по Гомельской области. Дело № 11699-с (12270-с). Т. 4. Следственное дело «Гомельской контрреволюционной организации церковников». 1937 г.
6. Государственный архив Гомельской области (далее – ГАГО). – Ф. 1341. – Оп. 3. – Д. 27. Дело уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области за... [?]
7. ГАГО. – Ф. 1354. – Оп. 5. – Д. 81. Дело уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области за 1964 г.
8. ГАГО. – Ф. 1354. – Оп. 5. – Д. 104. Дело уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области за 1973 г.
9. ГАГО. – Ф. 3441. – Оп. 2. – Д. 28. Дело уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области за 1961 г.
10. ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 27. Дело уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области за 1958 г.
11. ГАГО. – Ф. 3441. – Оп. 3. – Д. 28. Дело уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области за 1959 г.
12. ГАГО. – Ф. 3441. – Оп. 3. – Д. 30. Дело уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области за 1960 г.
13. Ринкевич Иосиф, протоиерей. Документ, утверждающий победу над смертью и болезнями, и силу зла обращение в добро в лице блудного сына. Машинопись. – Гомель, 2003. – 20 с. (Архив автора).
14. Уста Христовы судья живых и мертвых протоиерей Иосиф Ринкевич. Второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Машинопись. – Гомель, 1996. – 9 с. (Архив автора).
15. Уста Христовы судья живых и мертвых протоиерей Иосиф Ринкевич. Об Антихристе с отрицательной стороны. Машинопись – Гомель, 1995. – 31 с. (Архив автора).

 


[*] Чонский (Чонковский) Свято-Успенский монастырь был основан старообрядцами в 1775 г. и первоначально являлся мужской обителью. В 1795 г. (по другим данным в 1798) монастырь на правах единоверия присоединился к Православной Российской Церкви. В 1830 г. по причине сокращения насельников, принадлежащих к единоверию, Свято-Успенский монастырь перешел на новый обряд с присвоением статуса третьеклассного монастыря. В 1899 г. монастырь преобразован в женский. В дореволюционное время в обители имелась богатая библиотека, состоящая из древних книг и рукописей, переданных из многих упраздненных старообрядческих монастырей и скитов Гомельщины. Насильственное закрытие Чонского Свято-Успенского монастыря произошло в 1928 г.

Матэрыял дасланы У. М. Смольскім,
настаўнікам гісторыі СШ № 2 г. Хойнікі

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024