Вторник, 16.07.2019
Хойнікшчына
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Выписки из архивного дела № 13766-с [справа з архіву КДБ па Гомельскай вобласці]
/Л. 4/ Найденко Арсений (Адам) Иванович 1886 г.р. Хойникский р-н, с. Велетин из крестьян-середняков, сам священник. Постоянное жительство хутор Кипячее Малинского района Киевской области. Окончил сельскую школу в д. Велетин. Безимущий – иеромонах.
/Л. 4 об./ Семьи никакой нет.
/Л. 5/ С 1915 по 1918г. – служил рядовым.
/Л. 17/ Гладкий Максим Никитич 1882 г. р. Минская губерния, Слуцкий уезд, Романовская волость, с. Перевоз. Окончил учительскую семинарию.
/Л. 17об./ Жена Евдокия Францевна 48 лет. Арестован 29 августа 1933 года.
/Л. 20/ Дочь Елена Ходькова 27 лет – м. Пуховичи.

/Л. 35/ Протокол допроса
1933 г. августа 15 дня город Мозырь
Я, Помощник Уполномоченного ОПО Мозырского Оперативнаго Сектора ГПУБ М. Дечко допрашивал сего числа дополнительно в качестве обвиняемого гражданина Найденко Арсения (Адама) Ивановича, который показал: – Недовольство к Советской власти у меня появилось благодаря тому, что в 1932 году я был трижды оштрафован Сов.властью. Первый раз в д.Мелени Малинского района за то, что без соответствующих разрешений совершал богослужение и третий раз штрафован на 25 рублей в д.Барановка Малинского района т. к. приехал и при мне не было личных документов. Всего в организацию я успел заиметь четыре человека – Кардаш Дмитрия Павловича, жителя д. Велетин Хойникского района, средняк, лет 50, в разговоре с которым пожаловался, что обрезали у его землю под колхоз, в момент этого разговора я и пригласил Кардаша вступить в организацию. Рассказал Кардашу, что цель организации за невступление в колхозы и несдача хлеба государству /Л. 5об./ и Кардаш вступил, изъявил согласие. Данный разговор с Кардашом происходил возле его дома вечером в июне месяце, кажется 15 числа, щей под Ильей. При данном разговоре были: – Максименко Иван Яковлевич, житель д. Велетин, лет 40, средняк, Найденко Илья Иванович 44 лет, житель д. Велетин, средняк, Найденко Михаил Иванович, лет 35, житель д. Велетин – средняк, оба последние мои двоюродные братья. Кардаш Алексей Григорьевич, лет 17, д. Велетин, у всех перечисленных так-же обрезали землю под колхоз и они были недовольны Сов. властью, которые также изъявили желание вступить в организацию. Задания я им никакого не давал как в то время так и после. Больше никого в организацию уговорить вступить я не успел, и работы провести никакой не успел. Когда я собирался выехать из района то Кардаши и Найденки и Максименко заявили мне , что состоять в организации не смогут и работать не будем. Больше ничего добавить не имею, записанное мне прочитано, в правильности чего расписываюсь.
Надписанное – <<изъявили согласие вступить в организацию – верно>>, – в чём и подписываюсь иеромонах Арсений Найденко.

/Л. 36/ Протокол допроса
1933 года Августа 15 дня город Мозырь
Я, Уполномоченный СПО Мозырского Опер.Сект.ЧГУП допрашивал в качестве обвиняемого дополнительно гр. НайденкоАрсения(Адам) Ивановича который показал: – Рафаил  меня послал в Хойникский район с целью добыть продуктов. Задания кроме этого мне никакого не давал. Приехавши в д.Велетин Хойникского района в мае месяце 24 числа и проживши некоторое время у меня появилась мысль, что я иеромонах имею авторитет среди верующих задумал сгрупировать вокруг себя людей недовольных Сов.властью т.е. соз-дать контрреволюционную организацию с целью подрыва Сов.власти путем анти-советской  агитации, и ведения работы по развалу колхозов и ведению работы среди населения за несдачу хлеба государству. Записанное мне прочитано , в правильности чего расписываюсь. __

/Л. 37/ Протокол допроса
1933 года Августа 17 дня город Мозырь
Я,.Дечко М. Ф., допрашивал сего числа в качестве свидетеля гражданина Крот Мхаила Прокофьевича, 1885 г. р., белорусса, житель д. Косаричи Катковского с/совета Глусского района, по профессиипоп, лишон избирательных прав; который показал: Находясь в одной камере с гражданином Найденко Арсением Ивановичем (до пострижения в монахи Адам Иванович)последний 5. 08. 1933 г. рассказал мне лично, что: ,,По приезду в Хойникский район я путешествовал по Хойникскому, Лоевскому, Брагинскому и др. районам. В дороге всегда имел вещи для совершения религиозных треб. В д. Бабчино я совершал погребения в доме, а так-же совершал много отпеваний по умершим на кладбище. После погребения был приглашён кушать и долго говорил с верующими о колхозах, что это дело всё антихрестово и все мои родственники не вступают в колхозы. Из дер. Бабчино я отправился в другие деревни, где имею знакомых, заходил и туда единоличники приносили /Л.37об./ мне кушать. Я с ними всегда имел разговоры что в колхозы вступать нельзя, что это дело сатаны. Архимандриту Рафаилу я послал письмо , что-бы он разрешил мне на один месяц устроиться в Ручаёвской церкви Лоевского района – священником, но от Рафаила я получил письмо, в котором он пишет: “Старайтесь закончить своё дело и к празднику Петра и Павла возвращайтесь”, но я решил быть на родине июль месяц, собрать хлеба нового урожая. Моя цель путешествия по району была – собрать продукты  для монастыря и уговаривать верующих единоличников не вступать в колхозы.”
В дальнейшем разговоре Найденко мне рассказал, что в монастырь в большие праздники из Белоруссии стекается много богомольцев, которые в монастыре все тайно зарегистрированы и я по распоряжению Рафаила периодически отправлялся к ним собрать кое что, а иногда поручаем известным лицам местным , собрать и выслать почтой или нарочным: Что собрать Найденко не сказал.
7.08.1933 года сидя в камере Найденко А. И. рассказал мне лично, что: “Мой племянник д. Горошкова Кравченко Алексей /Л.38/ был в колхозе , а я его стал уговаривать, чтобы он оставил это плохое дело и он меня послушал и из колхоза вышел. В д. Горошкова из 50 дворов в колхозе только 15. Будучи в м.Брагине я также узнал от священника Авенира Черняковского, что около Брагина в 2-х деревнях нет колхозов, я туда отправился и был около недели. Во время своего путешествия рассказывал единоличникам, что на Украине все граждане в 1930 году вступили в колхозы, а сейчас погибли голодной смертью около 10 милионов человек, поэтому советовал единоличникам не вступать в колхозы т.к. в Белоруссии тоже будет голод и все люди от голода погибнуть”.
Когда я спросил Найденко А. И. какая его цель приезда в Хойникский район кроме того , что собрать продуктов , то Найденко мне рассказал следующее: “Я командирован в Хойникский район Архимандритом Рафаилом создать подпольную организацию для срыва колхозного строительства и хлебозаготовок, мне дано было задание иметь дело с пятью священниками: с благочинным Хойникского района Гладким Максимом, чтобы указал он мне всех в своём благочинии с которыми можно было осуществить задание. Гладкий указал мне священника Ивана Железняковича и бывшего благочинного Василия Стойкоотбывшего три года конц. лагерей, а так же я имел дело с благочинным Брагинского района Авениром Черняковским и священником Микуличской церкви Лелявским Сергием, а также со своим родственником д. ВелетинНайденко Ильёй и другими, в д. Горошково Карчевского с/совета Кравченко Алексеем. Я им рассказал, для чего я сюда прислан /Л.38об./ и просил оказать мне содействие”. В дальнейшем разговоре Найденко сказал: “У духовенства создалась или вернее появилась зависть, что в 1933 году в Советском Союзе большой урожай хлеба, голод ликвидируется и Советская власть окрепнет, поэтому необходимо агитировать особенно духовенству, чтобы единоличники скрыли хлеб в ямы, чтобы создать голод в стране. Такую агитацию соглашались среди единоличников проводить указанные выше пять священников, а так же и мои родственники. Хотя я уже в своём деле запутался, но решил погибнуть один, а не выдать духовенство и своих родичей”.
12. 08. 33 г. сидя в камере Найденко А. И. рассказал мне: В ГПУ у меня требуют, чтобы я указал, кто состоит в организации. Им нужно чтобы я сознался, а остальных членов они заставляют меня выдать и я вынужден буду указать. В своём показании я указал, что только посещал священников, а тогда я буду казать правду, что они есть члены контрреволюционной организации. Я организатор контрреволюционной организации и если признаюсь, то как главарь, буду вынужден притянуть сюда всех её членов”.
Больше от Найденко я никаких разговоров не слышал. Записано с моих слов, мне прочитано, в правильности чего расписываюсь.
Крот Михаил

/Л.39/ Из протокола допроса 1933 года, сентября 7 дня г. Мозырь Гладкой Евдокии Францевны 1886 г.р. лишена избирательных прав
жена священника Хойникской церкви, которая показала: –
Мой муж Гладкий Максим Никитич проживает в м. Хойники уже около 6 лет, куда мы переехали из д. Макановичи. Священники Хойникского района с моим мужем Гладким Максимом знакомы все, которые даже неоднократно приезжали в большинстве случаев проездом и по делам благочиния. За весь 1933 год у нас были:
1. Стойков Василий, священник Остроглядовской церкви. Был всего три раза. Первый раз был при возвращении его из ссылки. Проживал у нас он полторы недели. Второй раз приходил будучи в Остроглядах уже священником. Пробыл 2 или 3 дня. Третий раз приезжал за своими вещами, которые ранее у нас оставил на хранение, и в тот раз был всего 2 или 3 часа…
/Л.39об./ Письма Стойков писал только будучи в Домзаке в г. Витебск.
2. Козачевский Иульян – священник д. Загалье Хойникского района, был 2 раза, заезжал во время приезда в РИК.
3. Верпулевские Владимир и Иоанн, были проездом в ожидании поезда…
4. Заходил какой-то незнакомый Кирилл. Заходил по дороге, чтобы покушать. Сидел один час не больше, покушал и ушол.
5. Железнякович Иоан, священник д. Губаревичи, был в июне или июле месяце. Был всего один раз. Сам Железнякович всё время почти молчал, а говорила его жена – Лидия Васильевна…
/Л.40/ 6. Воеводский Михаил – д. Алексичи, приезжал в РИК и заходил отдохнуть.
7. Путято Пётр – был с просьбой о даче назначения на приход.
8. Заходил какой-то монах Кипящего монастыря, как фамилия и имя не знаю. Был одну ночь. Зашол на ночлег так-как был большой дождь. Разговоры были только о жизни в монастыре, больше никаких разговоров не было. Рассказывал, что приехал сюда собрать продуктов для монастыря. Был в июле месяце.
Мой муж – Гладкий Максим за время 1933 года посетил из духовных следующих лиц:
Гейхроха Николая – священника Василевичской церкви. Был по поводу какой-то бумажки полученной от Филарета.
Железняковича Иоанна – д. Губаревичи. Ходил, чтобы купить поросёнка и заходил к нему по дороге отдохнуть.
/Л.40об./ Когда Гладкий Максим уезжал, то мне сказал, едет в Мозырь в ГПУ для какой-то очной ставки, с кем не сказал. Когда вызывали в Хойниках в ГПУ, то также он мне рассказал, что спрашивали где бывал и кто у его был. Едучи в Мозырь Гладкий сказал мне никому не говорить, что его вызывают туда т. к. ему так сказали в ГПУ.

/Л.41/ Протокол допроса 1933 года Сентября 8 дня г.Мозырь
Дечко допрашивал сего числа дополнительно в качестве свидетеля Гладкую Евдокию Францевну, которая показала: –
Кроме указанных ранее мой муж Гладкий Максим посетил попа д. Алексичи Хойникского района Воеводского Михаила Ивановича в мае с/г., вместе с мужем ездила и я. Ездили в церковь, там был престольный праздник, где служил в церкви Воеводский и мой муж Гладкий Максим.
Нас посетил поп одной из деревень Хойникского района Тучкевич Порфирий. Приезжал по делам благочиния, за венчиками и крестиками.
До вызова в гор. Мозырь, мой муж ездил в гор. Гомель, это года два-три тому назад. Говорил мне Гладкий что ездил давать разные сведения в отношении духовенства в ГПУ. Больше ничего не известно, в правильности чего расписываюсь.

/Л.42/ ПИСЬМО ОТЦА МАКСИМА
Милые и дорогие мои!
Живу пока в коридоре ГПУ. Обвинения уже известные Вам. Скоро ли увижу Вас и вообще увижу ли не знаю, хотя такого страшного ничего нет. Уничтожь все карточки фотографические немедленно главным образом духовенства, о. Василия и вообще все и письма немедленно. Нигде ни с кем не веди разговоров, отделывайся молчанием и постепенно ликвидируй из дома, но хитро. На Хойники нам уже не расчитывать.
Скоро ко мне не приезжай, все равно не увидишь. Бог да хранит Вас любимые мои.
Повторяю все фотографии с общих альбомов и письма немедленно, наливку и прочее.
Целую.
вечер 29-го
Передай о. Василию нарочным Алесею, что он у нас был только по приезде раз, пробыл он у нас три дня, о политике не говорили. О. Иоанн был у нас раз в июле, а я был у них тоже раз в начале августа, поросёнка ходил покупать. Верпулевский И. один раз.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Неоднократно продлевались сроки заключения под стражей
3.12.1933г., 11.01.1934г., 13.02.1934г.
/Л.63/ Выписка из протокола
Заседания Тройки при ПП ОГПУ по БССР от 2 марта 1934 года.
Слушали:
8. Дело № 37661/542, СПО ОГПУ БССР – по обвинению граждан Найденко Арсения (Адама) Ивановича, 1886 года рождения, уроженца деревни Велетин Хойникского района, БССР, служителя религиозного культа, белорусса и Гладкий Максима Никитича, 1882 года рождения, уроженца села Перевоз, Слуцкого района, БССР, служителя религиозного культа, белорусса, по 72 ст.УК БССР, 58/10 ст. УК РСФСР
Постановили:
1. Найденко Арсения (Адама) Ивановича и
2. Гладкий Максима Никитича – заключить в Исправтрудлагерь сроком на пять лет каждого, считая срок: первому с 5/7.33 г. и второму с 29/8.33 года.

Реабилитированы 13 октября 1989 года Прокуратурой Гомельской области на основании Указа Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.

Материал стал доступным благодаря отцу Ростиславу,
и. о. благочинного Хойникского округа,
настоятелю храма Преображения Господня
д. Селец Брагинского района

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019