Вторник, 16.07.2019
Хойнікшчына
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ЧЕЛОВЕК, превративший маленькие уголки РОДНОГО КРАЯ в шедевры живописи

     Из биографии художника
    Николай Николаевич Асауляк родился 11 февраля 1937 года в городе Партизанске (Арсеньеве) Приморского края в семье военнослужащего. В 1939 году отец переехал в Беларусь, в город Мосты Гродненской области, где работал директором ДОКа до июня 1941 года. С началом войны пришлось эвакуироваться в Оренбургскую область и проживать там до 1946 года.
    После семья приехала в город Хойники Полесской области. В том же 1946 году Николай Николаевич пошел в первый класс Хойникской начальной школы. Затем поступил в семилетнюю школу, по окончании которой продолжил учебу в вечерней школе рабочей молодежи. Работал на сезонных работах на железной дороге.
   В 1956 году Николай Николаевич был призван в ряды Советской Армии, служил в Германии в гарнизонном клубе художником-оформителем. После службы вернулся в город Хойники и устроился на работу в РДК художником-декоратором. В 1961 году женился и уехал в город Курган, где работал вновь-таки художником-оформителем на машиностроительном заводе. В 1963 году уволился с завода и вернулся в Хойники, где продолжил свою трудовую деятельность в РДК.
   С 1965 по 1998 годы Асауляк Н. Н. работал учителем изобразительного искусства и черчения в средней школе № 3 г. Хойники. В 1967 году поступил в Витебский государственный педагогический институт им. С. М. Кирова на художественно-графический факультет, который окончил в 1972 году. Защитил диплом по классу пейзажа. Дипломная работа имела тему «Полесская нефть».
   С 1998 года Николай Николаевич работал руководителем кружковой работы в Доме пионеров. Являлся участником областных и республиканских выставок, стал лауреатом Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества 1987 года, участником  XVІІ и XVІІІ съездов Белорусского Союза художников 2001-2004 гг. Кроме того, Николай Николаевич был участником первого Международного Славянского пленэра (Беларусь, Украина, Россия, Болгария), который проходил  в сентябре 2004 года в городе Светлогорске.
    Награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР (свидетельство № 2796; за картину "Васильевка"). Член Союза художников Беларуси.
    Умер Николай Николаевич Асауляк 14 ноября 2008 года. Похоронен в городе Хойники.

    О работе Н. Н. Асауляка в школе
    Учитель всегда был, есть и будет человеком творческим, теснейшими нитями  связанным с жизнью, с современностью.
    Более 30 лет работал учителем изобразительного искусства и черчения в средней школе № 3 города Хойники Асауляк Николай Николаевич. Опытный учитель. Хорошо знал преподаваемые предметы и в доступной форме доносил их до учащихся.
    Каждое своё занятие Николай Николаевич проводил по тщательно продуманному плану, который включал:
    1) восстановление в памяти учащихся необходимых для сознательного усвоения новых опорных знаний;
    2) рассказ о предстоящей работе, ознакомление с чертежом и образцом изделия, техническими требованиями к нему;
    3) объяснение и показ правильных приёмов и способов выполнения операций, возможных ошибок, способов самоконтроля;
    4) проверку качества усвоения материала путём опроса и повторения изученных приёмов работы.
     Педагогическое мастерство Николая Николаевича проявлялось в умении организовать разнообразную активную, захватывающую работу на уроках. Он использовал различные методические приёмы, фронтальную и индивидуальную формы организации труда учащихся. Кроме традиционных средств обучения (таблицы, образцы изделий,  учитель располагал и разработанными им самим оригинальными учебными пособиями, например, контрольными карточками по всему курсу.
     Теоретическая часть занятий проходила, как правило, при высокой активности школьников. Соответствующие сведения учитель исчерпывающе излагает за минимальное время.
     Уроки проводил интересно, они отличались стройной системой, дифференцированным подходом к учащимся в зависимости от их способностей и уровня знаний.
   Учитель понимал, что большое значение в эстетическом воспитании принадлежит развитию образного мышления школьников. Поэтому старался не просто привить детям художественно-технические навыки, а добиться того, чтобы в их работах присутствовало образно-творческое начало.
    Николай Николаевич умело вооружал учащихся прочными знаниями и практическими умениями. Учил школьников выполнять любую работу старательно и добросовестно. Прививал навыки культуры труда, воспитывал привычку к порядку.
     Много знаний, сил и энергии приложил Николай Николаевич для оформления кабинета. Под руководством учителя руками учащихся сделаны учебные таблицы, инструкционные карточки.
     Время и усилия, затраченные на изготовление названных пособий, конечно, значительны. Но изготовленные однажды, они служат долгие годы, существенно повышая продуктивность урока.
    Много внимания Николай Николаевич уделял научной и технической терминологии, без знания которой невозможно прочитать чертёж, провести анализ формы детали. Он добивался сознательного овладения учащимися специальным словарём и осуществлял систематический контроль за правильным и осознанным его употреблением. Во время практических занятий старался выяснить знания учащихся о производственном применении изображаемой детали.
     Николай Николаевич постоянно работал над повышением своего теоретического и методического уровня. Своим опытом щедро делился с другими учителями рисования и черчения, проводил открытые уроки, руководил работой районного методического объединения учителей рисования и черчения.
     За долговременную безупречную работу на ниве просвещения Асауляк Николай Николаевич награждён Грамотой Министерства просвещения РСФСР, грамотой облоно, грамотами районо и другими.

     Из воспоминаний близких родственников, коллег, учеников об Асауляке Николае Николаевиче
    «Мне посчастливилось иметь такого мужа, как Николай Николаевич. В любви и согласии мы прожили с ним почти 47 лет. Он всегда был добрым и заботливым мужем, хорошим отцом. Мы вырастили двоих детей. Дочь Ирина работает учителем математики и информатики в средней школе № 14 г. Мозыря, где и проживает. Сын Владимир – строитель. Проживает в Хойниках. На данный момент работает в Москве.
    После смерти мужа мне было очень тяжело, одиноко. Но мне всегда поднимают настроение его картины. Смотрю на них –  и сердце радуется, настолько завораживает красота природы, изображенной на них…» (Из воспоминаний жены Нины Антоновны Асауляк).
   «Впервые встретиться с Николаем Николаевичем Асауляком мне довелось в 70-х годах прошлого века. Его нельзя было не заметить. Аккуратный, подтянутый, одетый, как говорят, «с иголочки», он привлекал всеобщее внимание. Проработав с ним около 30 лет, я убедилась, что этот человек обладает эрудицией не только в области искусства. С ним можно было поговорить и о политике, и о новинках художественной литературы, и об интересных  статьях в различных периодических изданиях, о знаменитых спортсменах. А как увлекательно Николай Николаевич рассказывал о художниках различных направлений! Сколько прекрасных иллюстраций всемирно известных мастеров кисти было в его распоряжении!
  Любитель пейзажной живописи, он часто принимал участие в пленэрах, проводимых в разных уголках Беларуси. Мы, коллеги, всегда с интересом рассматривали его картины, которые экспонировались на различных выставках. И не только мы, о чем свидетельствуют многочисленные восторженные записи в Книгах отзывов…» (Из воспоминаний коллеги, учителя  английского языка Софьи Яковлевны Левицкой ).
     «Работая в одной школе с Николаем Николаевичем, мне как учителю французского языка приходилось обращаться к нему за консультацией по вопросам искусства, так как в старших классах ребята проходили эту тему. Он предлагал репродукции картин, литературу по искусству.
      Благодаря Николаю Николаевичу  многие ребята научились хорошо рисовать. Так, например, одна из учениц класса, где я являлась классным руководителем, Гладун Людмила так хорошо рисовала карандашом, что её рисунки покупали люди в Германии, когда я была с группой ребят на оздоровлении.
     Мы с учениками часто посещали выставки картин Николая Николаевича, которые очень нравились детям. После этого мы делились своими впечатлениями, называли наиболее понравившиеся работы. Равнодушных к творчеству Николая Николаевича не было» (Из воспоминаний коллеги, учителя  французского и немецкого языка Марии Васильевны Дробышевской).
    «Хойникская земля щедрая на талантливых людей. Один из них – Асауляк Николай Николаевич. Это талантливый учитель и художник. Николай Николаевич имел творческий взгляд на все окружающее, видел мир по-другому.
      Больше всего он любил пейзажи. Под его кистью маленькие уголки родного края превращались в шедевры.
     Он был человеком высокой культуры, отличался честностью, прямолинейностью, аккуратностью во всем, общительностью. Часами мог говорить о нелегком труде учителя черчения и рисования и о своем увлечении писать картины… « (Из воспоминаний коллеги, учителя русского языка и литературы Ванды Валентиновны Василевской).
      «Наверняка, в жизни каждого из нас есть человек, который оставил неизгладимый след в нашей памяти. Для меня таким человеком является мой школьный учитель черчения и рисования Асауляк Николай Николаевич. Это был необычайно талантливый и творческий человек. На своих уроках он стремился найти подход к каждому ученику, умел направить работу в правильное русло, учил творчески, а не шаблонно подходить к делу, воспитывал в нас ответственность, старательность.
     Николай Николаевич запомнился мне как строгий, но интересный учитель. Его уроки стали для меня своеобразной мастерской художника, где я училась правильно подбирать цветовую гамму, смешивать цвета, а не использовать готовые краски, умело составлять композицию. Благодаря Николаю Николаевичу я неплохо рисую, особенно пейзажи, стремлюсь замечать необычное в обычных, на первый взгляд, картинах природы. И хотя интерес к рисованию является всего лишь моим хобби, но эти художественные способности помогают в моей педагогической работе (рисунки, иллюстрации, оформления, выставки).
     Я очень горжусь тем, что моим учителем был настоящий художник, мастер своего дела» (Из воспоминаний бывшей ученицы, ныне учителя белорусского языка и литературы Светланы Васильевны Анисенко)

Мастак Палескага краю

    “Мікалай Мікалаевіч! Як можна так доўга ўтойваць майстэрства ад жыхароў роднага горада Хойнікі? Выказваем шчырую ўдзячнасць за Вашу творчасць, такую тонкую перадачу пейзажаў Палескага краю… Я. Паўлаў”.
    “Вельмі цудоўныя па майстэрству работы, выкананыя ў рэалістычным духу. Менавіта гэта і патрэбна для развіцця культуры беларускага народа… А. Кандрусевіч, член Саюза пісьменнікаў Беларусі”.
      “Адзін мазок Вашага пэндзля – жыццё!” (подпіс неразборлівы).
  “Кранае Ваша творчасць сваёй лірычнасцю, стрыманасцю фарбаў, кампазіцыйным майстэрствам… з падзякай і павагай мастак з Мінску У. Гардзеенка”.
     Гэта толькі адны з шматлікіх водгукаў аб выставе М. М. Асаўляка, якая адбылася ў 1993 годзе. І вельмі шкада, што ўвесь гэты скарб мастака, лаўрэата другога Усесаюзнага фестывалю народнай творчасці зараз знаходзіцца ў прыватнай кватэры, і яго не бачаць юнакі і дзяўчаты, людзі сталага ўзросту, якія не паспелі схадзіць, бадай, на адзіную мясцовую выставу, на якой было паказана крыху больш трыццаці пяці палотнаў знакамітага ў Хойніках мастака. Шкада і крыўдна, што гэтае хараство належыць толькі яго сябрам, блізкім, знаёмым, хто ў хвіліны роспачы і душэўнага тлуму могуць знайсці заспакаенне каля “Рэчкі <> паблізу Васілевічаў”, атрымаць непаўторную асалоду ад спаткання з хараством роднай прыроды, якая так яскрава і вобразна адлюстравана на яго разнастайных палотнах.
     Дарэчы, многія карціны названы адрасна дакладна: “Царква ў г. Хойнікі”, “Раскіданыя гнёзды”, “Раніца на Прыпяці”. Але, зрэшты, адрасна дакладнае распазнаванне не галоўнае. Мікалай Мікалаевіч шукае і знаходзіць сваю, найбольш блізкую яму прыгажосць прыроды. Аб тым, што ён умее яе ўвасобіць у сваіх творах, сведчаць водгукі наведвальнікаў яго выставы.
    Агульнавядома, што пісаць з натуры – гэта не значыць механічна пераносіць на палатно ўбачанае. Недастаткова нават валодаць уменнем заўважыць той або іншы стан прыроды. Важна мастацка-выяўленчымі сродкамі перадаць асабістае стаўленне да ўбачанага. <…> Каму даводзілася гадзіну-другую пастаяць перад пейзажамі М. М. Асаўляка, той, несумненна, здолеў пераканацца, што ён сапраўдны майстар увасаблення зменлівых і вечных імгненняў. Мікалай Мікалаевіч піша нябачнымі мазкамі, якія раствараюцца ў агульнай каляровай гаме.
    – Колькі Вы звычайна працуеце над карцінай?, – пытаюся ў мастака.
    – Як атрымаецца. Часам месяц, бывае і год, а калі прыходзіць асаблівае натхненне, можна і за тыдзень управіцца.
    Не толькі ў сваёй мастацкай творчасці дабіўся М. М. Асаўляк прафесіяналізму. Высокім аўтарытэтам ён карыстаецца і сярод калег-настаўнікаў. Яго досвед абагульняецца і распаўсюджваецца не адно ў СШ № 3 г. Хойнікі, дзе ён працуе, але і за яе межамі.
    – Урокі Мікалай Мікалаевіч праводзіць цікава, – сцвярджае завуч В. А. Хароўская. – Яны вылучаюцца стройнай сістэмай, дыферэнцыраваным падыходам да вучняў з улікам іх здольнасцяў і ўзроўню ведаў.
     – Шмат сіл і энэргіі аддае ён афармленню кабінетаў, стварэнню навучальных табліц, актыўна ўдзельнічае ў агульнашкольных мерапрыемствах, – дадае дырэктар М. М. Грыц. <…>
     Ці не таму так любяць дзеці прыходзіць не толькі на ўрокі мялявання, працы і чарчэння, якія вядзе М. М. Асаўляк, але і на заняткі па выяўленчаму мастацтву, якія ён праводзіць у пазаўрочны час, а таксама хочуць удзельнічаць у агульнашкольных выставах-конкурсах на лепшы малюнак, плакат, насценную газету.
      Мастацкія здольнасці, лічыць Асаўляк, перадаліся яму па бабулінай лініі. Дзядзька мастак-рэстаўратар, сярэдні брат Уладзімір – выдатны майстар па дрэву. Дарэчы, рамы для карцін, і вельмі прыгожа, Мікалай Мікалаевіч вырабляе сам. Першыя ж прафесійныя навыкі мастака ён атрымаў у Курганскай выяўленчай студыі жывапісу і графікі. Затым скончыў мастацка-графічны факультэт Віцебскага педінстытута.
     Найбольш сумны матыў у творчасці М. М. Асаўляка бачым у трыпціху “Палеская бяда”. Карціны “Мёртвы калодзеж”, “Раскіданыя гнёзды”, “Нямая восень” прасякнуты болем. Той, хто пабываў у зоне альбо ў адселеных вёсках, можа толькі ўздрыгануцца ад наплыву тугі, смутку і страшэннай журботы, якія навяваюць гэтыя карціны сваім настроем і дакладнасцю адлюстравання.

Т. Біран
Газета “Ленінскі сцяг
11 мая 1995 года

“Застаюся вучнем прыроды”…

     Менавіта так гаворыць мастак з Хойнік Мікалай Асаўляк. Адразу ж бачна, што гэта далёка не самы горшы “вучань прыроды”. Прынамсі, выстаўка, якую ён паказвае ў Светлагорскай карціннай галерэі “Традыцыя” імя Г. Пранішнікава, пераканаўча засведчыла, што наша сціплая, але такая шчымліва прывабная зямная і нябесная прыгажосць раскрыла яму шмат сваіх таямніцаў. Сорак адзін твор экспазіцыі – гэта панарамнае адчуванне зменлівых і ў той жа час знаёма звыклых станаў прыроды.
     “Зімовы пейзаж” – вялікі не толькі па сваіх памерах твор, але і вельмі прасторавы па ўвасабленні. Прывідныя дрэвы, ахутаныя шэранню, сонца, якое ніяк не можа растварыць у паветры свае апошнія прамяні… А яшчэ замёрзлая, прасякнутая лёдавай сінечай рачулка… Такая шматкаляровасць, што, здавалася б, мастаку ніяк не пазбегнуць стракатасці колераў і колеравых адценняў. Але ён здолеў падпарадкаваць іх агульнай лірычнай замілаванасці настрою.
     Такое ж замілаванне і ад вельмі пазнавальнай амаль на мяжы Хойніцкага раёна сасны, якую мастак назваў каралевай. Бронзавая залацістасць гонкага ствала і чыстая зеляніна кроны. Сапраўда каралева!
     Тое, што многія карціны Асаўляка напісаны там, дзе самі краявіды нібы пазіравалі яму, – бясспрэчна. І ўсё ж некаторыя з іх створаны паводле незабыўных уражанняў. Сапраўды казачная сінізна зімовага вечара. Святло ў вокнах хаткі. Ахутаныя марозным дыханнем дрэвы, чымсьці падобныя да аблокаў. Мастак пакідае нам недасказанасць, нібыта запрашае задумацца над спрадвечным побытам вяскоўцаў.
      У кожнага аўтара ёсць больш ці менш удалыя творы. Не ўсё, мабыць, аднолькава ўдалося і Мікалаю Асаўляку. Але вось жа нешта зноў і зноў вяртае да яго карціны “Раніца”. Быццам бы на нашых вачах паціху спаўзае снег са стромкага пясчанага берага. Усё менш застаецца выратавальнай зямлі для каранёў сосен. Гэтак жа вабяць пейзажы “Заход сонца”, “Стары сад”, “Журчаць ручаі”. Ёсць нейкая трагічная невымоўнасць у шэрагу твораў… Напрыклад, у “Нямой восені”. І сапраўды восень нямая. Пакінутыя хаткі, у якіх ужо няма ні вокнаў, ні дахаў…
       Вось так непрыкметна творы М. Асаўляка набываюць тую шматзначнасць, без якой няма і не можа быць сапраўднага мастацтва.

Ізяслаў Катляроў
Светлагорск
Газета “Культура
25 лютага – 3 сакавіка 2006 г. 

Непридуманный мир Николая Асауляка

      Николай Асауляк – единственный на Хойникщине член Белорусского союза художников. Его любимый жанр – пейзажи, а тема – милые сердцу уголки Гомельщины. Николай Асауляк не придумывает мир. Он чутко работает с натурой, ездит на этюды, а потом дома за мольбертом скрупулёзно и с любовью воплощает на полотнах увиденное. Поэтому все его картины узнаваемы. Вот сосна-королева, что на подъезде к Хойникам красуется, вот знакомые пригорок, поляна…
     Чернобыльскую беду художник встретил здесь, в Хойниках. Эта тема для него действительно выстраданная, которая болит как незаживающая рана. Ведь во многих “мёртвых” сегодня деревнях ему доводилось создавать эскизы в пору, когда там кипела жизнь. Тульговичи, Кажушки, Ломачи – для Асауляка не просто названия выселенных деревень, это картины, за каждой из которых целая история. В зону он начал выезжать уже в 1987 году.
     Родом Николай Асауляк с Дальнего Востока. Ещё до войны отца-военнослужащего перевели в Беларусь, здесь семья и осталась. Но корни рода Николая Николаевича – на Хойникщине. Художник он, как говорится, “по наследству” – братья матери тоже живописцы.
      Выпускник Витебского худграфа Николай Асауляк 33 года учительствовал, вёл кружок и, конечно, всё время писал. На вопрос, есть ли у него здесь, в провинции, зритель, ответил так: “А выставки на что? Недавно в Светлогорске завершилась моя экспозиция. Сейчас несколько картин чернобыльской тематики забрали в Минск на выставку, приуроченную к чернобыльским дням”.
     Экспозиции и пленэры – это возможность общения с коллегами. Асауляк – постоянный участник областных выставок. А когда-то на всесоюзной его работа “Васильевка” была удостоена бронзовой медали. Она и сейчас одна из самых дорогих сердцу Николая Николаевича работ и висит на стене в его квартире, больше напоминающей художественную галерею. В 1995 году экспозиция художника была представлена в Германии. Там одну из картин чернобыльского триптиха у него приобрёл гамбургский банкир, сказал: в офис повешу – пусть люди видят, что это за беда такая.
      Работы хойникского мастера есть не только у местных ценителей живописи, но и в Норильске, Мурманске, даже в Китае. Из старых мастеров-классиков Асауляка вдохновляют Фёдор Васильев, Шишкин, Левитан. Но главный источник вдохновения для него – земля Гомельщины и, в первую очередь, многострадальная Хойникщина. А живопись для него не просто работа, а сама жизнь. Поэтому на вопрос о планах художник ответил – писать.

Лилия Величко
Газета Гомельская правда
24. 01. 2008

Некоторые работы Николая Николаевича Асауляка

Грибная пора 2000 год

Летний день 2001 год

Зимний пейзаж 2004 год

Брошенная усадьба

Немая осень

И вновь цветут сады

На Полесье 1987 год

Бабье лето

Бродик 2002 год

Вечереет 2002 год

Из последних работ

К марту 1999 год

Васильевка 1987 год

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019